ул. Сергея Есенина, 4б Нижний Новгород +7(904) 104-64-01
Просмотрено: 234 |


4 шага к нешаблонному мышлению

4 шага к нешаблонному мышлению

Мыслить вне шаблона означает выходить за рамки привычного понимания вещей (Thinking outside the box). Можете ли вы этим похвастаться? Большинство людей за целую жизнь не создали ни одной новой идеи, предпочитая руководствоваться, на первый взгляд, хорошо организованными мыслями других людей. Тем не менее все изобретения, которыми для удобства и комфорта пользуется каждый современный человек, возникли в результате непривычного и отличного от принятого способа решения тех или иных задач.

Например, книгопечатание в Китае было основано на ксилографии. На деревянной доске вырезался нужный рисунок или надпись, а после, нанеся краску, под прессом переносился на бумагу или ткань. Очевидно, что такой способ был очень трудоемким и требовал от исполнителей владение специфическими навыками гравировки по дереву.

Представьте на секунду, что все инструменты письма исчезли, ручек и карандашей тоже нет, а единственным общепринятым способом письма является ксилография. И прежде чем записать телефон нового знакомого, вам бы пришлось вырезать гравюру на дереве, чтобы после впечатать его в записную книжку.

 

Пример нешаблонного мышления в истории

Первую попытку изменить ситуацию к лучшему предпринял Би Шэн. Выйдя за рамки шаблонного мнения, он предложил использовать для печати литералы, отдельные глиняные дощечки, на которых выгравированы отдельные буквы алфавита. Но, поскольку иероглифов в китайском было очень много, это способ печатания посчитали трудным и был забракован.

Чего бы мы могли добиться, не будь вокруг столько непробивных людей, особенно у власти?

История, как получилось избежать краха

Логическое мышление может привести в тупик даже самых эрудированных людей и отъявленных интеллектуалов.

Однажды произошла история, оказавшись в которой большинство не смогло бы принять верное решение. Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму. Жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику.

 

Последний - старый и уродливый - влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него дочь.

Изображение ростовщика

Изображение ростовщика

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребий: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам нужно тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи?

Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления -нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

  • девушке следует отказаться тащить камешек;
  • девушка должна дать понять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;
  • девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.
 

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, поскольку, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке.

Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему.

Что же касается тех, кто мыслит нестандартно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

- Экая досада! - воскликнула она. - Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне.

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве!

 

Логическое и нестандартное мышление

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки.

Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует из развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума!

Однако, основные принципы нешаблонного мышления могут быть подведены под четыре очень общие, но далеко не единственно возможные рубрики:

  • Осознание господствующих идей
  • Поиски различных подходов к явлениям
  • Высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления
  • Использование случая

Выбор того или иного конкретного подхода к задаче, как правило, зависит от случая и лишен выдумки. Его принимают без предварительного изучения и без желания найти наилучший вариант. При этом речь идет не о тормозящем влиянии господствующей идеи, а лишь об элементарной необходимости взглянуть на вещи другими глазами.

Так, неполную бутылку вина оптимист будет считать наполовину полной, в то время как пессимист - наполовину пустой. Один произвольный подход ничуть не хуже другого. Но следуют учесть, что это касается только тех случаев, когда исследователь ограничивается простым описанием. Если же требуется решение проблемы, способ подхода к ней будет иметь принципиально важное значение.

 

Вспомним историю с камешками. Задача, поставленная в ней, на первый взгляд казалась неразрешимой. Однако, изменив точку зрения, мы легко нашли выигрышное решение.

Для решения проблемы требовалось просто переключить внимание с камешка который нужно извлечь из сумки, на камешек, оставшийся там.

 



© ИП Бабаев А.А. «Поколение 5.0», 2018 Все права защищены. г. Сыктывкар

Заказать обратный звонок

i@generation5.ru