ул. Сергея Есенина, 4б Нижний Новгород +7(904) 104-64-01
Просмотрено: 418 |


Как лучше запоминать информацию и научиться учиться эффективнее

Как лучше запоминать информацию и научиться учиться эффективнее

Представители гештальтпсихологии, к которому относился известный немецкий психолог Курт Левин, ведущее значение в процессе запоминания придавали объективной организации материала, в частности пространственной его организации.

«слово Gestalt — целостная форма»

В ходе эксперимента было выявлено, что качественное запоминание информации зависит от того, была ли перед испытуемым поставлена какая-то цель.

 

Если мы считаем, что нам нужно что-то запомнить обязательно, то с такими установками информация усваивается и фиксируется в памяти гораздо лучше и на более долгий срок.

Можно много раз  узнавать что-то новое по телевизору или радио, но не сохранять в памяти, если это не входит в сферу наших. Указывается, например, что ориентация человека на точность или на длительность запоминания имеет иногда решающее значение.

 

Один эксперимент

 

«Один актер должен был внезапно для самого себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить полностью его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, «словно губкой стерло из памяти», и роль была забыта им совершенно».

Это подтверждается и в научном эксперименте. Студентам предлагают два разных рассказа для запоминания и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день; а второй следует запомнить «навсегда».

 

Когда подводились итоги исследования, через несколько недель оказалось, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить «навсегда», они помнят гораздо лучше. Выяснилось, что чем сознательнее человек подходит к изучению и запоминанию какого-либо материала, тем эффективнее происходит его фиксация в памяти.

 

Направленность внимания

 

К сожалению, давно известно, что не все запоминается одинаково хорошо. Мы отлично помним те события, которые окрашены эмоциями и произвели на нас положительное или негативное впечатление.

 

И все эти впечатления отличаются друг от друга по силе воздействия на память. Одни оказываются очень впечатляющими, другие менее выразительны, третьи очень слабы и неопределенны.

 

Известно, что огромная часть информации, которую мы получаем из окружающего мира ежедневно, тотчас же забывается, но до тех пор, пока мы не сосредоточим своё внимание. Погруженные в свои дела, мы часто не замечаем проходящих рядом людей, не слышим их речи, шума толпы и т. д. Мы всегда обращаем внимание на то, что значительно и представляет для нас интерес, как бы выбирая для запоминания факты.

 

Плохая память

 

«Плохая» память объясняется часто тем, что отсутствует интерес к данной области знаний, к данному предмету, и может сочетаться с хорошим запоминанием того, что интересно. У детей это явление выражено более заметно. Школьник, увлекающийся спортом, может с трудом справляться, например, с запоминанием хронологических дат и исторических лиц и наряду с этим без всяких усилий знать наизусть спортивный календарь и имена всех спортсменов. История мало занимает его, а спорт вызывает живой интерес. Все это свидетельствует о том, что память человека всегда несет печать его личности, интересов и взглядов.

 

Если предложить нескольким очевидцам происшествия рассказать о нем, то каждый расскажет по-своему, именно так, как он воспринял и запомнил происшедшее, в зависимости от индивидуального отношения к этому событию. Это отношение может быть эмоционально окрашенным или, наоборот, почти безразличным.

 

О зависимости успешности запоминания от эмоционального отношения к тому или иному явлению свидетельствуют также и экспериментальные данные. Оказалось, что 80% всех запомнившихся фактов эмоционально окрашены, 16% — безразличны, 4% — неопределенны. Из эмоционально окрашенных 65% были связаны с чувством удовольствия, 30% — с неприятными переживаниями. Приведенные данные определенно говорят, что главными условиями успешного запоминания являются: направленность внимания, наличие цели, интерес к работе, с которой человек сталкивается. Таким образом, отбор запоминаемого определяется в первую очередь степенью заинтересованности в определенной информации. В зависимости от этого одно мы замечаем и реагируем на него, на другое не обращаем внимания.

 

Специальные аппараты головного мозга производят анализ множества окружающих нас событий и впечатлений, отбирая представляющие интерес для запоминания. При крайней степени эмоционального напряжения или когда человек чем-либо озабочен, восприятие всего окружающего бывает либо затруднительным, либо обостренным.

 

В полном соответствии с приведенными наблюдениями находятся и экспериментальные данные, которые показывают, что при прочих равных условиях целенаправленное запоминание продуктивнее непроизвольного.




Личный кабинет

Зайдите под своим логином

X


X

Введите e-mail, который вы использовали при регистрации


Регистрация

На это уйдет всего 30 секунд.

X


Загрузите фото своего профиля, кликнув по кругу

*Если у вас есть промокод, введите его в соответствующее поле, чтобы получить бонусные баллы. В другом случае оставьте это поле пустым.

© ИП Бабаев А.А. «Поколение 5.0» 2006 -2018 гг.

Заказать обратный звонок

i@generation5.ru