ул. Сергея Есенина, 4б Нижний Новгород +7(904) 104-64-01
Просмотрено: 137 |


Прежде чем развивать память, нужно ее очистить

Прежде чем развивать память, нужно ее очистить

Источник: Республика

Сверхспособности – это отнюдь не всегда то, что дано от природы, чаще всего это долгий и упорный труд саморазвития, утверждает 34-летний сыктывкарец, эксперт по развитию памяти Александр Бабаев. В передаче телеканала «Россия» «Удивительные люди» 22 октября этого года он удивил всю страну феноменальными способностями своей памяти. За 50 секунд запомнил 160 бинарных знаков, перевел их в десятичную систему и таким образом расшифровал сейфовые коды. О том, как ему удалось так развить память, Александр Бабаев рассказал «Республике».

– По образованию вы филолог, но после окончания университета несколько лет занимались программированием, созданием сайтов, а в последнее время проводите тренинги по развитию памяти. С чем связаны такие метаморфозы?

– Мои бывшие однокурсники пошли работать кто в школу, кто в журналистику. Я попробовал и то, и другое, мне не понравилось. И я самостоятельно освоил основы программирования, создания сайтов и начал практиковать. То, что недопонимал в теории, быстро освоилось на практике.

– А как вы пришли к мнемотехнике?

– В 2005 году я приехал на лето в Америку по студенческой программе «Work and travel». И там понял, что мой английский, которым я гордился в Сыктывкаре, никуда не годится. И это при том, что на университетских занятиях по английскому я был одним из лучших: быстро читал, понимал, переводил. А в Америке ничего не мог разобрать, что говорят американцы, и сам не мог выразить свои мысли и эмоции. Выражаться простыми предложениями очень быстро надоедает, дефицит полноценного общения начинает угнетать. А ведь целью-то поездки была как раз языковая практика. В общем, я понял, что мой английский плохой, а сидеть со словарем и запоминать, когда вокруг столько интересного, мне совсем не хотелось. Со временем я, конечно, начал немного понимать и говорить, но этого было мало. Чтобы овладеть английским в совершенстве, мне надо было там несколько лет жить.

– То есть уровень наших школьных и вузовских программ английского языка не позволяет овладеть им настолько, чтобы свободно общаться хотя бы на простом бытовом уровне?

– На мой взгляд, проблема нашей школы в том, что там пытаются дать ученику большой объем знаний, и их мало кто запоминает. А нужна методика, которая позволяла бы быстро запоминать, к примеру, те же самые иностранные слова. Хорошо тренированный человек может в день запомнить тысячу любых иностранных слов. А обычный человек дай бог запомнит одно-два слова в день. Да и то через неделю их забудет. Тогда я сделал вывод: надо что-то менять, искать какие-то более действенные методы.

В университете я был в числе ленивых студентов, тех, про кого говорят: способный, но лентяй. Мечтал: хорошо бы ничего на лекциях не записывать, а сразу все запоминать и потом так же легко все на память сдать на экзамене. Начал искать способы, как бы это сделать. Заинтересовался темой саморазвития, искал возможности выхода за пределы стандартного поведения, изучал разные техники, духовные практики и т.д.

– Выходит, вы начали заниматься этим от лени, а потом это переросло в увлечение?

– Лень – двигатель прогресса. Большинство великих открытий направлены именно на то, чтобы облегчить человеку существование. Я не могу сказать, что тогда четко представлял, чего я хочу. Просто на ощупь искал что-то такое, чем не владеет большинство людей, какое-то знание, которое поможет мне подняться над собой. Я прочитал очень много книг по развитию логического мышления, смекалки. Но это вещи, которые не сразу дают эффект. А мне нужно было сразу: попробовал – и получилось. И тогда я плотно занялся мнемотехникой. Я понял принцип: нужно подключать образное мышление. И начало неплохо получаться. Основа успешного запоминания – конструирование яркого запоминающегося образа. Обычно, пытаясь запомнить новую информацию или термины, все мы совершаем две типичные ошибки: даже не пытаемся воспроизвести в своем мозге усвоенную информацию, а если пытаемся, то используем абстрактные логические связи, а не образы.

К примеру, запоминая слово из иностранного языка, нужно не только его соединить с переводом на русский, но и прожить соответствующие этому слову эмоции, ощущения, воспоминания из личного опыта. К примеру, запоминая слово «love», нужно прожить состояние любви, как оно вам представляется.

– Как, например, школьнику прожить стихи раннего Пушкина? Он и слов-то таких не слышал.

– Ну, эта техника больше рассчитана на взрослых и основывается на нашем опыте. А у ребенка еще такого опыта нет, и применить эффективно эту технику он сможет только на своем уровне.

– Как удалось попасть на передачу «Удивительные люди»?

– Организаторы передачи сами нашли меня в соцсетях. К тому времени я уже начал проводить курсы и тренинги по развитию памяти и размещал объявления о наборе на своей странице. Так меня и нашли. Попросили прислать видео, в котором нужно было рассказать о себе и представить свои таланты. Я это сделал, а через три месяца мне сообщили, что кастинг пройден, можно приезжать на съемки. Мне заранее сказали, что будет последовательно представлено несколько бинарных чисел, нужно будет их запомнить, перевести в десятичную систему и получить код от сейфов.

– Это было сложным заданием?

– Я считаю, что задание было достаточно простым. Изначально замысел организаторов был из серии «миссия невыполнима». Меня вообще должны были спустить с потолка, и я должен был все задание выполнить в подвешенном состоянии. Кроме того, продюсеры почему-то сделали акцент на дешифровке, хотя в этом ничего сложного нет. Это всего лишь перевод из одной системы исчисления в другую. Например, бинарное число 0001 – это десятичное 1. И так далее. Этому может научиться каждый, так как это из программы школьного курса информатики. Сложнее это запомнить, чем дешифровать.

– По какому принципу вы так быстро смогли запомнить такие длинные числа?

– Я сначала дешифровал, то есть перевел каждое число в десятичное, и запоминал именно его. Это намного эффективнее, чем сразу запомнить бинарные числа.

– Деньги, к которым вы открыли доступ, на самом деле отдали или это был просто сценический трюк?

– Нет, конечно, никаких денег мне не дали, так как это были фальшивые деньги. Да даже если бы они были настоящими, кто бы меня выпустил из студии с такой суммой?

– Сколько лет в общей сложности вы занимались тренировкой памяти?

– С 2006 года. Но, конечно, я не делал это ежедневно. Если бы я этим занимался регулярно, память у меня была бы гораздо лучше, чем сейчас. Где-то года полтора назад я решил полностью поменять свою жизнь и сделать мнемотехнику своим основным делом. Просто, когда работа программиста мне стала наскучивать, я вспомнил, сколько удовольствия мне доставляло еще в университете удивлять своих однокурсников запоминанием огромных пятидесятизначных и стозначных чисел. Но я понимал: чтобы люди мне поверили и захотели учиться у меня, я должен достичь каких-то высот в этом. Поэтому я поставил себе цель: запомнить число Пи и поставить рекорд России. И как раз в это время мне позвонили с телевидения. Я понял, что резонанс от передачи будет гораздо эффективнее, чем если я поставлю российский рекорд по запоминанию. Но от российского рекорда я не отказываюсь и в ближайшее время это сделаю. После выхода программы появилось много желающих заниматься на моих курсах, меня начали искать в соцсетях.

– Но зачем человеку перегружать память? Ведь самой природой мозг устроен так, что он фильтрует и отсеивает ненужную или устаревшую информацию.

– Если запоминать в том режиме, в котором все привыкли это делать, то перегружать память действительно не нужно и даже опасно. Но когда вы практикуете систему развития памяти, вы можете до бесконечности запоминать, и перегруза не будет. Наш мозг сравним только с Вселенной, его возможности безграничны. К тому же мнемотехника позволяет значительно облегчить процесс обучения. Например, будущему врачу нужно запомнить список названий лекарств на латыни. Или вам нужно выучить несколько языков. Естественно, это намного легче сделать, подключая образное мышление.

Обычно за восприятие информации, порядок, последовательность у нас отвечает левое полушарие. Правое полушарие воспринимает мир целиком, а не последовательно, как левое. Мы же привыкли работать левым полушарием. Например, слышим слово и не воображаем его, а воспринимаем его автоматически. Чтобы запомнить много, нужно подключить оба полушария, потому что нужна и логика, и образность мышления.

– Это очень похоже на то, что составляет основу всех духовных учений – умение концентрироваться, быть здесь и сейчас.

– Конечно. Никакая система не даст результата, если нет концентрации. В этом смысле все духовные практики – молитва, медитация, уединение – помогают достичь состояния, когда человек способен воспринимать информацию эффективно. Если регулярно практиковаться, можно развить память до бесконечности.

– В системе вашей работы есть занятия по детоксикации мозга, освобождению от негативных эмоций. Это тоже связано с развитием памяти?

– Это один из обязательных этапов. Дело в том, что стрессы, накопление негативных эмоций и неумение освобождаться от них, очень затрудняют процесс концентрации. Ум становится тревожным, беспокойным, человек не может ни на чем сосредоточиться. Необходимо очищать мозг от ненужного хлама. Ведь чтобы что-то куда-то положить, нужно сначала освободить место. Кстати, церковное таинство исповеди и покаяния преследует ту же самую цель – очищение мозга и энергетических структур от негативной информации.

– Вы сказали, что уединение в тишине помогает освобождаться от негатива. Несколько лет назад ученые провели эксперимент: подросткам предлагалось побыть восемь часов в одиночестве – без телефонов, телевизоров, плееров, компьютеров. Лишь три человека из 68 выдержали это испытание, занимаясь другими делами. Практически все признавались, что начинали испытывать беспокойство, тревогу, желание вырваться.

– Это не получается только потому, что нельзя ничего сделать быстро. Это то же самое, что привести вас сейчас в спортзал и заставить отжимать стокилограммовую штангу. Если вы хотите научиться испытывать состояние покоя, к этому нужно приходить постепенно, начинать с малого. Невозможно сразу заставить человека оборвать все его привязки к миру и зависимости.

Простой пример: белая горячка у алкоголика начинается не в пьяном виде, а когда алкоголь перестает поступать в организм. Отказ от алкоголя вызывает кошмары, ужас, галлюцинации, потому что организм перестал самостоятельно вырабатывать гормон удовольствия, а алкоголя ему не дают. Такой зависимостью для человека может стать что угодно: любовь, компьютер, еда, телефон. Все эти вещи помогают человеку забыться, уйти от стрессовых переживаний. Но ситуация, приведшая к стрессу, остается неразрешенной и оседает в подсознании. Поэтому, если резко оторвать человека от его «обезболивающих», он может и с ума сойти от того, что из глубин подсознания начинают подниматься все загнанные туда страхи и обиды.

На своих занятиях я использую методы концентрации и имею возможность наблюдать, как людям трудно бывает их исполнить из-за перегруженности мозга ненужной информацией. К примеру, в положении лежа надо сфокусироваться на своих ощущениях и представить, что ваше тело постепенно, начиная с ног, заполняется теплой водой. Мало кто доходит до головы, многие останавливаются на уровне пояса, потому что их начинают одолевать посторонние мысли, человек не может сосредоточиться. А упражнение нужно проделать до конца. Но если это делать периодически, с каждым разом будет получаться все лучше. Поэтому я сразу всем говорю, что никакой волшебной таблетки для быстрого запоминания не будет. Просто объясняю, как это возможно, показываю на своем примере, даю задания. Причем я всегда должен быть впереди своих учеников, чтобы у них был стимул и вера в то, что возможности действительно безграничны.


Я попал... попал в журнал mens health

С чего началось развитие памяти и с какими трудностями пришлось столкнуться

© ИП Бабаев А.А. «Поколение 5.0», 2018 Все права защищены. г. Сыктывкар

Заказать обратный звонок

i@generation5.ru