Жесты и интонация
Жесты и различные движения являются неотъемлемой частью человеческого общения, и ораторы всех возрастов склонны жестикулировать, когда говорят. Для детей движения обладают особым значением, поскольку они являются важным предшественником и предиктором языкового и когнитивного развития.
Другие исследования под руководством координатора группы просодических исследований Пилар Прието на факультете лингвистики в университете Помпеу Фабра, показали, что даже в раннем возрасте ритмические жесты (ритмичные движения руки, сделанные вместе с выделенной интонацией) помогают детям не только запоминать информацию, но и лучше ее понять.
Пpocoдичecкий – oтнocящийcя к явлeниям выcoты тoнa, длитeльнocти, cилы звyкa и т. п.
Недавнее исследование еще больше углубилось в этот аспект обучения и изучило значение жестов, особенно ритмичных, в развитии восприятия текстов у детей. Исследование было опубликовано в расширенном онлайн-издании журнала «Психология развития», авторами которого являются Ингрид Вила-Хименес, Альфонсо Игуалада и Пилар Прието.
Эксперимент по развитию понимания и запоминания сюжетов
Результаты проведенной работы свидетельствуют, что небольшая тренировка с ритмичными жестами сразу же оказывает положительное влияние на улучшение понимания сюжетов у детей. При этом дети особенно лучше воспринимают структуру рассказа, когда им рассказывают истории, сопровождаемые любыми ритмичными движениями.
Участниками этого исследования были сорок четыре ребенка в возрасте 5 и 6 лет из каталонского географического района Жирона.
На тренинге каждому участнику были показаны шесть историй, каждая из которых длилась минуту и рассказывалась двумя учителями начальной школы в двух разных экспериментальных условиях. При первом условии ритмические жесты не использовались с ключевыми словами; однако при втором условии ритмичные жесты визуально отмечали ключевые слова. До и после этапа обучения было оценено понимание структуры рассказа у детей.
Было задействовано 24 аудиовизуальных рассказа, в которых два учителя начальной школы рассказывали разные истории. В двенадцати из этих записей рассказчики использовали ритмичные жесты, чтобы подчеркнуть ключевые слова истории, в то время как в других двенадцати такие жесты не были сделаны. В каждой учебной истории рассказывалось о животном, которое жило на ферме и имело такой же сюжет, что и в мультфильмах.
Результаты исследования
Эксперименты показали, что дети, которые участвовали в тренировке с ритмическими жестами, показывали наилучшие результаты в последующем пересказе истории. Это впервые демонстрирует, что короткая тренировка с ритмичными жестами имеет непосредственные преимущества для развития навыка понимания и запоминания структуры рассказа у детей в возрасте 5 и 6 лет.